​ХРАМ ШРИ ШРИ ДАЯЛ-НИТАЙ ШАЧИСУТЫ

Бог не ограничен ни пространством, ни временем. Даже принимая облик Божества, как будто сделанного из материальных элементов, Он остается безграничным и всемогущим. Но Он проявляет Себя ровно настолько, насколько мы в состоянии видеть Его величие – в зависимости от чистоты нашего сердца…




ИСТОРИЯ ХРАМА И БОЖЕСТВ ШРИ ШРИ ДАЯЛ-НИТАЙ ШАЧИСУТЫ

История прихода в Москву Их Светлостей Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты началась в 1989 году, когда один из первых советских преданных Кришны Бхарадвадж прабху отправился в святой город Индии Вриндаван, где на знаменитом Лой-базаре приобрел Божества Гаура-Нитай для домашнего поклонения.

В том же 1989 году в Индии Киртирадж прабху (ученик Шрилы Прабхупады, отвечавший за проповедь в Советском Союзе) заказывал 52 пары Божеств для преданных и ятр русской общины. Он обратился с просьбой о пожертвовании к Радхападу прабху, состоятельному индийскому вайшнаву, который ранее оплатил установление Божеств Шри Шри Радха-Мадхавы в Маяпуре.

Будущие Шри Шри Даял-Нитай Шачисута были изготовлены двумя братьями из семьи лучших вриндаванских муртивалл – Прабху Доялом и Бхагаваном дасом – в свое время сделавшим Божества для храма Кришна-Баларамы во Вриндаване.

В конце 1990 года московские вайшнавы получили здание под храм на Хорошевском шоссе у метро «Беговая» и начали его реконструкцию. Когда ремонт, включая мраморный алтарь, материал для которого привезли аж из Сибири, был закончен в конце 1991-начале 1992 года, Божества перенесли на него. Им поклонялись около полугода, а официальное установление состоялось в июне 1992 года.



Церемонией установления руководил Премараса прабху, пуджари из Швеции, а киртан пели Индрадьюмна Свами, Гопал Кришна Госвами и Прабхавишну Свами (ученики Шрилы Прабхупады). Обряд проходил по всем правилам. Было проведено огненное жертвоприношение. По традиции, Божество сначала призывается в огонь и только потом – в мурти. Затем, во время маха-абхишеки Божеств омыли различными благоприятными жидкостями.

Шри Шри Гаура-Нитай, глядя на преданных с новой резной шрингасаны (деревянного алтаря), давали им силы для духовной жизни и проповеди в стране, где 70 лет до того официальной религией считался атеизм. И, несмотря на многочисленные трудности, проповедь ширилась. Печатались и распространялись миллионы книг Шрилы Прабхупады, к Движению присоединялись сотни новых людей.

В 1995 году в пуджарской появился первый компьютер – с черно-белым экраном и пятидюймовыми дискетами, стоивший по тем временам огромных денег. Именно на нем был набран первый стандарт поклонения. В начале 90-х годов в России был крайний дефицит информации о поклонении Божествам. Доходило до того, что преданные, приезжая в Маяпур (Индия), во время арати считали, сколькими кругами пуджари подносит Радха-Мадхаве тот или иной предмет. По мере узнавания «новых» подробностей, стандарт приходилось править – хотя основа оставалась неизменной. В этом процессе неоценимую помощь оказал Нрисимха-Кавача прабху, министр ИСККОН по поклонению Божествам, несколько раз приезжавший в Россию. Впоследствии он признал, что стандарт поклонения в Москве – один из самых высоких по европейским меркам.



Летом 1999 года в Москву приехал Бхакти Бринга Говинда Свами. Именно он дал Шри Шри Гаура-Нитай новые имена - Шри Шри Даял-Нитай Шачисута, что в переводе означает «милостивый Нитай и сын матушки Шачи [Господь Гауранга]».

16 июня 2004 года, когда земля в Москве стала на вес золота, легендарное здание храма «на Беговой» снесли, а московским вайшнавам выделили во временное пользование землю в районе метро Динамо. Фактически всё пришлось начинать заново: брахмачари-ашрам, санкиртану, воскресные программы, харинамы и даже служение Божествам – обустраивать поклонение на новом месте было тяжело и морально, и физически, ведь новый храм представлял собой комплекс из «бытовок».

Первый год «на Динамо» был самым трудным во всех отношениях. Не было горячей воды – целый год помощникам пуджари и поварам приходилось мыть посуду ледяной водой, в безнадежных случаях подогревая ее на электроплитке. А ведь все подношения для Божеств готовятся (и даже тогда готовились!) на топленом масле (гхи), которое очень трудно смывать. Периодически воду отключали совсем. Но стандарт поклонения не снизился. Не было ни одного дня, когда Шри Шри Даял-Нитай Шачисуте не поднесли бы свежие цветочные гирлянды и букеты.



В 2008 году по просьбе Шрилы Бхакти Вигьяны Госвами в Москву впервые приехал брахман из Южной Индии Шиталанга Гауранга прабху. Он установил на алтаре Божество Ананта-Шеши, а на крыше храма засияла Сударшана-чакра. По просьбе пуджари, Шиталанга Гауранга Прабху начал проводить для преданных курсы по поклонению Божествам и чтению мантр.

По мере восстановления общины от шока становилось ясно, что нынешнего помещения катастрофически не хватает. В 2004-2005 годах пытались возобновить традицию начала 90-х – снимать залы под программы, но идея не прижилась – слишком дорого и неудобно. Маленькая храмовая комната во время праздников и лекций духовных учителей уже не могла вместить всех гостей.

Примерно с 2012-го года вайшнавы начали искать новое помещение для Божеств, которое можно было бы взять в аренду. Преданные просмотрели сотни вариантов, исколесили всю Москву и ближайшие пригороды. Несколько раз переговоры подходили вплотную к подписанию договора, но всё время что-то срывалось.

Однако и пребыванию вайшнавов «на Динамо» пришел конец. В 2013 году Божествам в очередной раз пришлось искать новое место под храм. На этот раз таким местом стало помещение на метро «Полежаевская». Снова предстояла очень напряженная работа по переезду. Местные власти с большим пониманием отнеслись к нашей ситуации и дали почти год после того, как суд решил снести строения на Ходынке. Начиная с нового года они настаивали на скорейшем выполнении постановления, поэтому времени на проектные работы почти не было.



Чуть больше месяца с момента подписания договора аренды дал преданным Кришна, чтобы подготовить помещение. 26 февраля Божества Шри Шри Даял-Нитай Шачисута и Шрила Прабхупада переехали в новое помещение. Сейчас это кажется абсолютно нереальным: за столь короткий срок сделать большую перепланировку (изначально помещение не подходило под нужды храма), провести воду и канализацию, поменять проводку и многое другое. За несколько дней до переезда работа шла круглосуточно, за день-два до «часа X» было совершенно не понятно, как в этом месте встанут Божества и будут проходить службы. Но тем не менее преданные в очередной раз совершили чудо!

Конечно, еще многое не было готово. После переезда и первой программы с участием старших вайшнавов Божества перешли на временный алтарь, чтобы работы на основном месте продолжались. Еще не была проведена вода в пуджарскую, не были готовы места для ночного отдыха пуджари. С утра до вечера Божества «наслаждались» музыкой электропил, отбойных молотков, визгом дрелей и прочими строительными звуками. Пуджари и их помощники готовили и предлагали все подношения, лавируя между строителями, уворачиваясь от грузчиков, прикрывая подношения от строительной пыли.

Первые десять дней на новом месте нельзя было спать и омываться, поэтому, чтобы сделать все утренние подношения, помощники пуджари не ложились спать! Чтобы не уснуть, они крутили фитили и чистили параферналии. А утром после служения… шли на работу, чтобы вечером вернуться и дальше служить Господу. Как и когда они отсыпались, откуда брали силы? Это, конечно, один из самых удивительных эпизодов всей эпопеи с переездом!



Еще одна удивительная вещь – то, что храм фактически не прекращал программы и проповедь в связи с переездом. Обычные организации в таких ситуациях делают хоть какой-то перерыв в своей деятельности, но преданные Кришны не пожелали останавливаться. Киртаны, лекции, воскресные программы и фестивали в честь явления Господа начались фактически сразу после переезда. Большой марафон устроили вайшнавы перед Гаурапурнимой, чтобы встретить большое количество гостей и дать возможность представителю Шрилы Прабхупады, Шриле Гопалу Кришне Госвами официально открыть новый храм.

Несмотря на многие трудности, с которыми продолжают сталкиваться преданные, в новом храме на Полежаевской уже третий год подряд продолжается поклонение Божествам и не прекращается проповедь и пение святых имен. Более того, новое помещение позволило расширить многие направления. Так, например, выросло число регулярных киртанов, харинам, а также проповеднических и культурных программ, на которые собираются не только уже практикующие вайшнавы, но и люди, которые совсем недавно заинтересовались Движением сознания Кришны. Но неизменно одно - само нахождение у стоп Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты уже само по себе дает каждому сильный заряд бхакти.



На самом деле, описать все служение, которое Шри Шри Даял-Нитай Шачисута приняли за 24 года Своего пребывания в Москве, просто невозможно. Они помнят каждого человека – пришел ли тот к Ним на даршан, попробовал маха-прасад или услышал святое имя на харинаме. Они знают историю каждого комплекта Своих одежд, каждого колокольчика в пуджарской, каждой распространенной книги Шрилы Прабхупады. Поэтому рассказать всю Свою историю могут только Они сами.

История Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты – это история московской общины вайшнавов. Да и не только московской. Им служат и о Них помнят многие преданные во всем мире. Каждый день десятки, а иногда сотни и даже тысячи людей приходят к Ним на даршан – и Они отвечают каждому, кто обращается к Ним с молитвой. Потому что Они – милостивый Господь Нитьянанда и Господь Чайтанья, сын матушки Шачи – пришли из духовного мира в Москву именно за этим - чтобы помочь преданным и каждому из нас установить отношения с Ними и получить шанс вернуться домой, в духовный мир.

Сейчас в пуджарском департаменте служит около 100 человек. Невозможно перечислить всех, кто служил или служит сейчас московским Божествам, но Шри Шри Даял-Нитай Шачисута навеки поселяются в сердце каждого, кто хоть раз близко соприкоснулся с Ними.

Полную историю храма и Божеств читайте по ссылке


Для того, чтобы подписаться на рассылку, заполните, пожалуйста, форму: